«Великий чайный путь» — это Международный проект, возрождающий исторический торговый маршрут XVIII-XIX веков, по которому осуществлялась доставка чая из Китая через Монголию а Россию и далее в Европу. Проект направлен на развитие культурного и экономического сотрудничества между тремя странами через туризм. Историческая справка: Начало пути: Маршрут брал свое начало в китайских провинциях (например, Ухань, Уишань) и пролегал через пустыню Гоби и степи Монголии. Маршрут по России: Из Монголии путь шел через Кяхту (где находилась русская таможня), а затем через множество сибирских и центральных российских городов, таких как Иркутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Пермь, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. Значение: Путь был жизненно важной торговой артерией, способствовавшей не только торговле чаем, но и широкому культурному обмену между народами Евразии. Завершение караванной торговли: Строительство Транссибирской магистрали в 1903 году сделало морские и железнодорожные перевозки более быстрыми и дешевыми, что привело к постепенному упадку караванного пути. Современный проект «Великий чайный путь» — это трансграничный туристический маршрут, активно поддерживаемый правительствами России, Китая и Монголии. Ключевые цели и инициативы проекта: Развитие туризма: Создание уникальных туристических продуктов в сфере экскурсионного и познавательного туризма, привлечение путешественников из разных стран. Инфраструктура: Планируется развитие инфраструктуры вдоль маршрута, включая музеи, отели, места отдыха, торговые точки и рестораны, которые будут отражать историческую связь с чайной торговлей. Сотрудничество: Проект предусматривает тесное взаимодействие между транспортными, пограничными и таможенными службами для упрощения логистики и создания комфортных условий для туристов. Участие регионов: К проекту присоединились 19 российских регионов, от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга, которые направили свои предложения по наполнению маршрутов достопримечательностями и локальными инициативами. Международное признание: Ведется работа по включению маршрута в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает его мировое историческое значение. Брендирование: Разрабатывается единый бренд и общая концепция продвижения маршрута на международном уровне. Подробную информацию о развитии туристического маршрута можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ по ссылке en.economy.gov.ru. Где предоставили официальный пресс-релиз Министерства экономического развития Российской Федерации, подтверждают запуск и ключевые детали международного туристического проекта «Великий чайный путь». Это важная информация о проекте. Правовая основа: Соглашение о развитии маршрута было официально подписано представителями России, Китая и Монголии в городе Ухань. География: Маршрут охватывает 19 российских регионов от Забайкальского края до Санкт-Петербурга, а также Китай и Монголию. Наполнение: Планируется создание инфраструктуры, включающей музеи, отели, спа-салоны (основанные на традиционных методах оздоровления трех стран), торговые точки и рестораны. Реализация: Регионы активно предоставляют свои предложения, а эксперты Минэкономразвития РФ разрабатывают дорожную карту проекта. Это материал является источником, подтверждающим актуальность и серьезность намерений трех стран по возрождению исторического маршрута в формате современного туризма. Регионы-участники Хотя полного официального списка нет, на основе географии исторического маршрута и актуальных новостей можно выделить следующие регионы, которые активно участвуют или через которые проходит путь: Сибирь и Дальний Восток: Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область, Красноярский край. Урал и Поволжье: Омская область, Тюменская область, Пермский край (включая город Кунгур), Нижегородская область. Центральная и Северо-Западная Россия: Москва и Санкт-Петербург. Другие упомянутые: Алтайский край и Саратовская область также входят в число заинтересованных сторон или находятся на пролегающих маршрутах. Текущий статус дорожной карты. К концу 2025 года эксперты Министерства экономического развития России должны были рассмотреть все предложения, полученные от регионов, и разработать конкретную дорожную карту с набором мероприятий и проектов для создания и продвижения «Великого чайного пути». Судя по последним новостям, этот процесс находится на стадии обобщения лучших практик и формирования единого трансграничного туристического продукта. Участники договорились о дальнейших практических шагах и сроках выполнения согласованных мероприятий. Более подробную информацию о развитии туристического маршрута можно найти в официальных пресс-релизах Министерства экономического развития Российской Федерации. 19 регионов России войдут в международный маршрут «Великий чайный путь».
История: Подробный исторический очерк о «Великом чайном пути», основанный на книге С. Мушкалова «Грибушины». В тексте содержится масса ценной информации об организации караванной торговли, её маршруте, логистике, а также о социокультурном влиянии чая на Россию. Продолжительность и причины упадка: Путь активно использовался около 260 лет и пришел в упадок после открытия Суэцкого канала (морские перевозки стали выгоднее) и запуска Транссибирской магистрали в 1903 году. Социальное влияние: Изначально дорогой товар стал доступным широким слоям населения благодаря фасовке, начатой купцами (в том числе А.С. Губкиным в Кунгуре), что привело к расцвету культуры чаепития с самоваром. Логистика и опасности: Описаны детали таможни в Кяхте, процесс упаковки чая в бычьи шкуры, а также трудности и опасности сухопутного Сибирского тракта (разбойники, воровство груза).Эта информация прекрасно дополняет понимание исторического контекста современного туристического проекта «Великий чайный путь». История «Великого чайного пути» неразрывно связана с именами крупных российских предпринимателей, которые превратили чай из элитного импортного товара в национальный напиток. Ключевые купцы-чаеторговцы Алексей Семенович Губкин (1816–1883) — одна из центральных фигур в чайной торговле. Он был купцом 1-й гильдии из города Кунгура Пермской губернии. Начало бизнеса: В 1840-х годах Губкин выгодно обменял кожевенные товары на чай в Кяхте и с этого момента сосредоточился на чайном деле. Инновации: Он одним из первых понял важность фасовки чая. До него чай продавался огромными тюками, недоступными простым людям. Губкин начал фасовать его в мелкую тару, сделав товар доступным для широкого потребления. Развитие дела: Он торговал напрямую с китайскими плантациями в Ханькоу (ныне Ухань) и даже приобрел там собственную фабрику по производству прессованного чая. Его чайные склады и развесочные фабрики работали в 15 городах России, включая Кунгур, Пермь, Москву и Санкт-Петербург. Наследники: После смерти дело продолжил его внук, Александр Кузнецов, создавший товарищество «Преемник А.С. Губкина А. Кузнецов и Ко», которое стало лидером на рынке. Другие известные династии чаеторговцев: Кузнецовы: Последователи Губкина, расширившие бизнес до масштабов империи. Перловы: Московские купцы, чьи «чайные дома» и магазины были известны по всей России и славились изысканным подходом к торговле и качеством чая. Использование исторических фактов в современных турмаршрутах. Современный международный туристический маршрут «Великий чайный путь» активно использует эту купеческую историю для привлечения туристов: «Чайная столица России»: Город Кунгур официально позиционируется как «чайная столица Российской империи» благодаря деятельности Губкина. В рамках туристических программ там проводятся фестивали и мероприятия, посвященные чайной культуре и купеческому наследию. Музейные экспозиции: В городах по маршруту (Иркутск, Томск, Кунгур, Москва) создаются или обновляются экспозиции в музеях, посвященные истории чайной торговли и конкретным купцам. Например, в Кунгурском музее-заповеднике регулярно проходят выставки, связанные с этой темой. Тематические туры: Туроператоры разрабатывают специализированные маршруты и экскурсии, которые проходят по «губкинским местам», включают посещение старинных купеческих усадеб, чаепития в традиционном русском стиле с самоваром, а также знакомство с историческими методами фасовки и хранения чая. Международное сотрудничество: В рамках проекта проводятся форумы и конференции мэров городов-участников (Ухань, Уишань, Кунгур) для обмена опытом и интеграции маршрутов. В китайских городах, где путь начинался, установлены памятники, связанные с чайной торговлей. Погрузиться в историю купеческих династий можно через официальные туристические ресурсы, такие как сайт Кунгурского музея-заповедника.Купцы Борышневы представляют собой одну из значимых, но менее известных широкой публике династий сибирских купцов, участвовавших в Кяхтинской торговле и, соответственно, в «Великом чайном пути». В отличие от «чайных королей» Перловых или Губкиных, чьи имена стали нарицательными благодаря масштабному производству и брендированию в европейской части России, Борышневы были частью сибирского купечества, которое играло ключевую роль непосредственно на начальных этапах пути — в Кяхте и Иркутске. Деятельность купцов Борышневых. Кяхтинская торговля: Борышневы были в числе тех сибирских предпринимателей, которые занимались оптовыми закупками чая и других китайских товаров (шелк, табак, ревень) на пограничном пункте в Кяхте. Логистика: Их деятельность была сосредоточена на организации караванов из Кяхты в Иркутск и далее по Сибирскому тракту. Это был сложный и рискованный бизнес, включавший таможенное оформление, упаковку товара в специальные бычьи шкуры (ширмы) и защиту от разбойников. Масштаб: Хотя их обороты, вероятно, не достигали объемов московских чайных гигантов, они были важным звеном в системе поставок чая на российский рынок. Некоторые сибирские купцы имели годовой оборот до 0,5 млн рублей. Специализация: Как и многие сибирские купцы того времени, они, вероятно, занимались не только чаем, но и пушниной, которая долгое время была основным экспортным товаром из России в Китай. Место в истории «Великого чайного пути» История Борышневых иллюстрирует важность сибирского купечества, которое выступало посредником между китайскими торговцами (часто из Шаньси) и крупными российскими фирмами. Они обеспечивали бесперебойную работу сухопутного маршрута на протяжении почти 260 лет. Борышневы, как и многие крупные купцы, имели представителей или торговые связи в столице для сбыта чая через крупные оптовые рынки или для взаимодействия с другими «чайными королями» (например, Перловыми или Елисеевыми), чьи штаб-квартиры находились в Москве и Санкт-Петербурге, чьи особняки и магазины до сих пор являются достопримечательностями города. Борышневы из района реки Паша имели статус купцов первой гильдии, подтверждают их значительное положение в обществе и право вести широкую торговлю, в том числе и внешнюю. Купцы первой гильдии обладали особыми привилегиями: им разрешалось владеть заводами, фабриками, морскими и речными судами, заниматься внутренней и международной оптовой торговлей, а также занимать высокие выборные должности, например, городского головы или директора банка.
- Начальные точки маршрута: Исторический путь начинался в ключевых чаепроизводящих провинциях на юге Китая, таких как Фуцзянь (уезд Уишань), Хубэй (Ухань, Ханькоу), Цзянси. Эти города являются якорными точками и в современном туристическом проекте. Инициатива и координация: Китайские государственные органы управления туризмом инициировали создание Международного консорциума «Великий Чайный путь» в 2016 году для координации усилий трех стран (Китай, Монголия, Россия).
- Культурная политика: В Китае «Великий чайный путь» рассматривается не просто как туристический маршрут, но и как «мобильный нарратив», подчеркивающий вклад торговых путей в формирование китайской нации и мягкое продвижение китайской культуры на Запад.
- Развитие инфраструктуры: Вдоль китайского участка пути планируется развитие туристической инфраструктуры: музеев, отелей, ресторанов, которые будут отражать историю чайной торговли. Международное сотрудничество. Проект реализуется на межгосударственном уровне. Россия, Китай и Монголия подписали соответствующие соглашения о развитии и продвижении единого бренда маршрута. Ведется работа по включению всего маршрута в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
-
- Ухань (провинция Хубэй): Главный отправной пункт и крупнейший торговый хаб на юге Китая, откуда чай отправлялся на север по реке Янцзы, а затем сухопутным путем. Его называли «Восточным чайным портом».
- Провинция Фуцзянь (Уишань): Один из основных регионов производства высококачественного чая, откуда начинались многие поставки.
- Провинция Цзянси
- Провинция Хунань
- Провинция Хэнань
- Провинция Шаньси: Родина знаменитых купцов Цзиньшан, которые доминировали в торговле на китайской стороне маршрута и вели караваны до самой Кяхты.
- Провинция Хэбэй
- Автономный район Внутренняя Монголия (город Хух-Хото, Эренхот): Здесь маршрут пересекал границу с Монголией.
Китайский проект «Великий чайный путь» (кит. Ваньли чадао) охватывает восемь провинций и автономных районов КНР. Основная часть маршрута проходила через центральные и северные регионы Китая, чтобы выйти к монгольской границе.Китайские города и провинции-участники. Исторический маршрут и современный туристический проект охватывают следующие ключевые локации в Китае. Роль провинции Гуанси. Провинция Гуанси (Гуанси-Чжуанский автономный район) не была основным транзитным участком классического «Великого чайного пути» (который шел в Россию через Монголию). Альтернативные маршруты: Гуанси исторически была частью других южных торговых путей, например, «Древнего чайного конного пути» (Tea Horse Road), который связывал Юго-Западный Китай (Юньнань, Сычуань) с Тибетом, или же прибрежных морских торговых путей в Кантон (Гуанчжоу). Современный контекст: В современном проекте международного сотрудничества в сфере туризма между Россией, Китаем и Монголией, провинция Гуанси участвует в общих программах развития туризма между странами, но не является якорной точкой именно этого конкретного маршрута.
- Современная логистика проекта «Великий чайный путь» ориентирована не на грузоперевозки, а на создание Бесшовного трансграничного туристического продукта. Ключевая задача — обеспечить комфорт и транспортную доступность для туристов, пересекающих три страны.
Ключевые аспекты современной логистики.
- Транспортные коридоры: Проект направлен на стыковку существующих транспортных коридоров, таких как инициатива Китая «Один пояс — один путь» и монгольская программа «Степной путь», с российскими маршрутами.
- Сотрудничество государственных органов: Активное взаимодействие между транспортными, пограничными и таможенными службами России, Китая и Монголии является приоритетом для упрощения пересечения границ туристами.
- Развитие инфраструктуры: Вдоль всего маршрута планируется создание современных объектов:
- «Якорные точки»: Музеи, отели, рестораны и развлекательные комплексы.
- Транспортная доступность: Используются различные виды транспорта, включая автомобильный, железнодорожный и даже авиационный (например, новые грузовые авиамаршруты между Китаем и Европой, вдохновленные историческим путем, демонстрируют потенциал авиасообщения).
- «Дорожная карта» проекта: Эксперты Министерства экономического развития РФ и их коллеги из Китая и Монголии разрабатывают единую дорожную карту с конкретными мероприятиями, направленными на создание полноценного трансграничного туристического продукта мирового стандарта.
- Региональная интеграция: 19 российских регионов активно направляют предложения по интеграции местных достопримечательностей, отелей и туроператоров в единую логистическую цепочку маршрута.
Суть современной логистики — это переход от караванов на верблюдах к современным, эффективным и комфортным способам путешествий, объединенным единым брендом и стандартами обслуживания на всем протяжении исторического пути. -
В рамках современного туристического проекта «Великий чайный путь» планируется использовать комбинированные виды транспорта, чтобы предложить туристам гибкие и комфортные маршруты.Основные виды транспорта:
- Авиационный транспорт: Используется для международных перелетов между ключевыми городами-хабами (например, Москва – Пекин/Ухань, Иркутск – Улан-Батор) и для внутренних перелетов на дальние расстояния внутри России или Китая (например, от Москвы до Иркутска или от Пекина до Ухани). Это самый быстрый способ покрыть огромные расстояния.
- Железнодорожный транспорт: Играет ключевую роль в сибирском и центральном участках маршрута, где проходит Транссибирская магистраль. Планируется разработка специальных туристических поездов или использование регулярных маршрутов с остановками в исторических городах, таких как Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Нижний Новгород.
- Автомобильный/Автобусный транспорт: Основной вид транспорта для передвижения по локальным и региональным маршрутам, между городами и достопримечательностями внутри одной страны или пограничных регионов. Он позволяет посетить отдаленные усадьбы, музеи и природные объекты, недоступные для поездов.
- Водный транспорт: Исторически важный элемент пути. Хотя караванное судоходство уже не актуально, на некоторых участках (например, по Байкалу, Енисею или Волге) могут быть предложены круизные и речные экскурсионные программы.
Туристам будет предложено выбирать между различными вариантами: кто-то предпочтет быстрый перелет и посещение ключевых точек, а кто-то — медленное путешествие по железной дороге, погружаясь в атмосферу Сибири и Урала.Проект «Великий чайный путь» — это проект сотрудничества, целью которого является использование богатого культурно-исторического наследия народов Евразии, для развития туризма, укрепления международных связей, расширения туристского обмена, привлечения инвестиций, увеличения вклада туризма в экономику и социальную сферу. 

